Трезвость в узком смысле слова – физиологическое состояние, характеризующееся отсутствием опьянения алкоголем и другими психоактивными веществами.
В широком смысле слова трезвость - состояние, в котором человек свободен от пороков, приводящих к болезням души и тела. Трезвость проявляется через здравомыслие, воздержание от алкоголя, одурманивающих веществ и действий и является естественным состоянием человека, в котором в полноте реализуется Богом дарованная свобода.
Трезвость переходит в трезвение - христианскую добродетель, заключающуюся во внимательном отношении к духовной жизни, дисциплине ума, то есть в хранении себя от греха при непрестанном обращении к Богу.
Трезвение – процесс духовно-нравственного совершенствования человека, направленный на достижение трезвости. Трезвение как духовное бодрствование - одна из важнейших христианских добродетелей. Является частью христианского миросозерцания, и потому не встречается в современной нехристианской культуре. Термин впервые используется в Новом Завете святыми апостолами Петром и Павлом: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Петр. 5:8). Важно, что для обозначения добродетели было выбрано слово, означающее состояние, противоположное опьянению.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что опьянение «происходит не от одного опьянения вином, но и от опьянения гневом и непристойной похотью». [1]
Трезвость души проявляется во всех ее силах: в уме, воле и чувствах.
Трезвость ума предполагает, что человек не будет «опьянен» своими мыслями, потеряв способность к их критическому анализу, подчиняя логику своих мыслей какой-либо страсти. Мы знаем, что часто ум оправдывает человека в его грехах, или может даже подводить богословское обоснование для своего греховного поведения.
Трезвость чувств предполагает, что человек не теряет контроль над своими чувствами. Примером
«опьяненности» чувствами является состояние бурной влюбленности у незрелого молодого человека, когда он вместо реального человека видит нарисованный в восторженном воображении образ.
Трезвость воли предполагает, что человек легко управляет своей волей, может легко решиться на какое-либо доброе дело, а в принятом решении готов проявить настойчивость и довести дело до конца.
Нерешительность и упрямство – два проявления нетрезвой воли.
Достижение трезвости хотя и не является целью христианской жизни, но является необходимым условием спасения души.
Методическое пособие Утверждение трезвости, стр. 19
[1] Иоанн Златоуст, свт. Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи (Предполагают, что сказано в 395 г.)